Железнодорожные разборки

Новости
News
Железнодорожные разборки

Ремонт вагонов обойдется дороже утилизации

Вагоноремонтные предприятия в очередной раз увеличивают цены: рост стоимости работ с 2025 года запланирован на 20–40%. Операторы и владельцы подвижного состава отмечают, что такой уровень цен стимулирует отправку вагонов в отстой вместо ремонтов либо даже досрочную утилизацию при небольшом остаточном сроке службы. По мнению экспертов, индексация, скорее всего, состоится все же по нижней границе.

Вагоноремонтные компании подняли цены для владельцев и операторов вагонов на 20–40% с 2025 года, следует из предложений, которые видел “Ъ”, и слов операторов. Один из них говорит о повышении на 30–40%. Другой подтверждает эту информацию, отмечая, что ситуация вынудила компанию максимально загрузить собственные ремонтные мощности.

Предложения ремонтного дивизиона «Новотранса» на 2025 год по деповскому ремонту, которые видел “Ъ”, предполагают индексацию цен в среднем на 40–41%, по капитальному — на 41–43%. Новая вагоноремонтная компания предлагает повысить цены на деповской ремонт на 32,5 тыс. руб. и на капитальный на 37 тыс. руб., или на 35–40% и 30–35% к январю 2024 года соответственно. «ОМК Стальной путь» повысит цены на капремонт на 20–25%. Предприятия не ответили на запрос “Ъ”.

  • Один из собеседников среди операторов говорит, что предлагаемая стоимость ремонта вынуждает отправлять вагоны для утилизации, хотя многие из этих вагонов после ремонта можно было бы использовать 7–11 месяцев в 2025 году.

Источник “Ъ” в другой операторской компании говорит, что в условиях, когда ОАО РЖД стремится к отправке в отстой максимального количества вагонов, дорогие ремонты стимулируют оператора соответствовать ожиданиям владельца инфраструктуры и вместо ремонта убирать вагоны в отстой. Он напоминает, что вывод в отстой как метод регулирования парка применяется регулярно, но подъем из него занимает определенное время. Так было, например, после пандемии, когда была некоторая задержка в мобилизации парка относительно оживления спроса.

Рост с 1 января в пределах 20% на плановые и текущие ремонты в целом ожидался, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, и оправдан с точки зрения реальной расходной составляющей — роста тарифов на электроэнергию, тепло, железнодорожные перевозки и, главное, расходов на персонал. Вагоноремонтная отрасль, отмечает он, критически страдает от оттока высококвалифицированных кадров, проигрывая конкуренцию строительству, ритейлу, логистике.

Индексация на 30–40% особенно с учетом того, что многие игроки неоднократно повышали цены в течение 2024 года, в последний раз — осенью, завышена и будет уменьшена в процессе переговоров, полагает господин Бурмистров.

По его мнению, крупнейшие операторы добьются индексации не выше 20%. Но, добавляет он, повышение на таком уровне произойдет не везде. Сильно загружены депо на Дальнем Востоке, Северо-Западе, вблизи крупных точек погрузки-выгрузки, и они могут диктовать цены, а в более удаленных депо ситуация будет выглядеть иначе, говорит аналитик.
Стоимость запчастей для грузового парка растет быстрее ремонта

“Ъ” писал о росте цен на ремонты осенью (см. “Ъ” от 24 октября). По прогнозу Rollingstock Agency, в 2024–2027 годах объем ремонтов в целом и капитальных ремонтов в частности будет ниже, чем в 2021–2023 годах, деповских — будет расти при позитивном и нейтральном сценариях развития вагоноремонтного рынка и снижаться при негативном (см. “Ъ” от 3 мая).

Часть типовых вагонов в связи с удорожанием ремонтов уйдет в утиль, ожидает Михаил Бурмистров. По его словам, ремонтировать полувагоны, универсальные и лесовозные платформы, крытые вагоны, которые в ближайшие два-три года пойдут под списание, в текущих условиях становится нецелесообразно. Эксперт отмечает, что доходность операторов в ноябре-декабре упала с учетом ограничений ОАО РЖД по подаче порожних вагонов, а расходы выросли из-за повышения лизинговых платежей. Но с инновационным парком ситуация отличается. Ремонт таких вагонов всегда стоил дорого, доходность и арендные ставки по инновационному парку практически не снижаются, а по специализированному парку — растут, продолжает господин Бурмистров. Как говорит в интервью “Ъ” глава «ТрансЛеса» Руслан Пряников, цена ремонта инновационного вагона уже достигла 2 млн руб. Заводская цена нового вагона — свыше 7 млн руб. (см. “Ъ” от 23 декабря).

Наталья Скорлыгина (источник)

Адрес
350051, г.Краснодар, ул.Рашпилевская,
дом 256, помещение 6
Эл. почта